Материнский капитал в Республике Алтай
Республике Алтай является сравнительно небольшим регионом по численности населения, но тут наблюдается стабильный естественный прирост. Многодетные семьи в республике — не редкость, при этом обеспечение экономики преимущественно происходит из федерального бюджета.
В республике реализуется две схемы материальной поддержки данных семей: федеральная и региональная. Величина выплат, порядок получения, оформления и распоряжения средствами маткапитала по государственной и региональной программам имеют существенные различия. Главная цель введения программы регионального маткапитала — повысить благосостояние семей, которые воспитывают четырех и более детей.
Демографическая ситуация в регионе
Численность населения Республики Алтай на 1 января 2017 года составляет 217007 человек. При этом можно отметить, что с начала введения программы в 2007 году численность число жителей республики увеличилось на 15263 человек.
Регион характерен постоянным естественным приростом населения, в 2016 году он составлял 1749 человек. При этом:
- число родившихся составило 3895 человек (18 детей на 1000 жителей региона)
- умерших — 2146 человек (9,9 на 1000 жителей).
Несмотря на то, что наблюдается ежегодное небольшое снижение рождаемости, данный регион продолжает оставаться одним из самых рожающих в России.
Реализация программы федерального материнского капитала
За десять лет существования программы маткапитала 21409 семей в Республике Алтай получили государственный сертификат. 96% от общего числа семей, которые имеют право на дополнительные меры господдержки, уже распорядились выделенными средствами полностью либо частично.
Подавляющее большинство обладателей сертификатов (20 337 семей) решили направить субсидию на улучшение жилищных условий.
Всего за весь период действия программы в Республике Алтай на счета организаций и физических лиц было переведено 7,2 миллиардов рублей.
Региональный материнский капитал в республике Алтай
В Республике Алтай для материальной поддержки многодетных семей с 2011 года начала действовать региональная программа маткапитала. Право на данную субсидию получают семьи, в которых появился четвертый и следующий ребенок. Деньги выплачиваются из бюджета республики, а срок реализации программы рассчитан до декабря 2018 года.
Практика показывает, что региональный маткапитал в Республике Алтай наряду с федеральным востребован для разрешения жилищных проблем семей.
- Региональный маткапитал регулируется Законом Республики Алтай №44-РЗ от 08.07.2011. Базовый размер региональной выплаты прописан в законе и составляет 50 000 рублей.
- В дополнение к указанному выше законодательному акту Постановление Правительства Республики Алтай от 18.10.2011 №295 регулирует вопросы по оформлению регионального семейного капитала.
В какой форме выплачивается
Выплата субсидии происходит путем перечисления необходимой суммы на счет организации либо лица, которое предоставило услугу, по факту ее совершения. Для перевода денежных средств нужны бумаги, подтверждающие правомерность использования регионального маткапитала (договор купли-продажи жилья, чеки на приобретение строительных материалов и т.п.).
Документы на выдачу сертификата на региональный семейный капитал принимаются территориальными органами социальной защиты населения.
Кто имеет право на региональный маткапитал
Право на региональную субсидию возникает при появлении в семье 4-го ребенка (последующих детей) после 1 января 2011 года. Главные условия при этом:
- Гражданин, который претендует на выплату, как минимум один год должен постоянно проживать в Республике.
- Семью должны включить в региональный регистр лиц, которые имеют право на дополнительную материальную поддержку.
- У родителей и детей должно быть гражданство РФ.
- Дети, в отношении которых мать лишили родительских прав, при установлении права на маткапитал не учитываются.
За краевым семейным капиталом могут обращаться:
- Женщины, которые родили (усыновили) 4-го ребенка с 1 января 2011 года и ранее не воспользовались правом на данную выплату.
- Мужчины — единственные усыновители 4-го (последующего) ребенка в соответствии с решением об усыновлении, которое вступило в силу после 01.01.2011.
- В случае лишения родительских прав, смерти женщины либо мужчины, который был единственным усыновителем, а также других обстоятельств, препятствующих реализации права на субсидию, оно появляется у несовершеннолетнего ребенка.
- Право на использование субсидии при этом появляется у опекуна или самого ребенка после его совершеннолетия (при условии его учебы на дневном отделении).
Необходимые для оформления документы
Список документов и порядок их подачи устанавливает Правительство Республики Алтай. Обратиться за сертификатом можно в любой момент после рождения ребенка.
Чтобы оформить региональный маткапитал понадобятся следующие документы:
- заявление;
- паспорт (иной удостоверяющий личность документ);
- свидетельства о рождении детей;
- справка о составе семьи;
- документы, которые подтверждают лишение родительских прав, смерть родителей ребенка (если требуется);
- документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, после появления которого у семьи возникло право на данную субсидию.
Порядок распоряжения средствами регионального маткапитала
Заявление о распоряжении краевым семейным капиталом подается после исполнения 3-х лет с даты рождения (усыновления) 4-го ребенка (последующего ребенка).
Распорядиться выделенными деньгами можно в следующих направлениях:
- Улучшить условия проживания.
- Оплатить образование детей.
К заявлению на распоряжение средствами региональной помощи необходимо будет приложить пакет документов, который зависит от выбранного направления.
На улучшение жилищных условий:
- паспорт (иной документ удостоверяющий личность лица, которому предоставлен маткапитал с отметкой о регистрации по месту проживания);
- паспорт (другое удостоверение личности супруга, который является одной из сторон сделки по улучшению жилищных условий);
- выписка из приказа ГУ Алтайского края по соцзащите о предоставлении региональной субсидии;
- свидетельство о заключении брака;
- обязательство об оформлении жилища в общую долевую собственность;
- справка с банковскими реквизитами.
При оплате приобретаемой квартиры (дома) дополнительно предоставляются копии таких документов:
- справка о величине неуплаченного остатка при приобретении жилья;
- свидетельство о регистрации права на собственность;
- договор купли-продажи.
Для уплаты паевого (вступительного) взноса:
- копия устава кооператива;
- справка, которая удостоверяет членство в кооперативе, либо решение о приеме в него;
- выписка о внесенной сумме паевого взноса и неуплаченного остатка.
На участие в долевом строительстве:
- договор об участии в долевом строительстве;
- выписка о сумме, которая была внесена в долевое строительство и о величине неуплаченного остатка.
При оплате строительных работ, которые выполняются наемной бригадой:
- договор подряда на строительство;
- разрешение на строительство;
- документ о праве собственности на участок земли.
При строительстве без помощи подрядтчика:
- документы о праве на участок;
- документ о проведении работ по строительству либо реконструкции жилья;
- разрешение на строительные работы;
- свидетельство о праве собственности на жилище при его реконструкции.
На компенсацию затрат на постройку дома, если право собственности возникло не раньше 1 января 2011 года, либо реконструкцию, произведенную после 1 января 2011 г.:
- документы на землю;
- свидетельство о праве собственности на жилье.
На оплату первоначального взноса при оформлении ипотеки:
- кредитный договор на покупку либо строительство жилья;
- ипотечный договор, который прошел государственную регистрацию.
На уплату процентов и основного долга по жилищному займу:
- кредитный договор;
- справка, о размере оставшейся задолженности по процентам и основному долгу;
- свидетельство права собственности на жилой объект;
- договор об ипотеке;
- договор участия получателя субсидии в долевом строительстве либо разрешение на постройку;
- выписка из реестра членов кооператива, которая удостоверяет членство в кооперативе.
На оплату образования детей:
- договор на предоставление платных образовательных услуг;
- лицензия, которая подтверждает право учреждения на проведение образовательной деятельности;
- свидетельство об аккредитации образовательной организации.
При направлении регионального маткапитала на оплату общежития:
- договор найма помещения в общежитии с указанием даты внесения оплаты и ее величины;
- справка, выданная образовательной организацией, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.